Тётя Диана о Китае (tetja_diana) wrote,
Тётя Диана о Китае
tetja_diana

Конфуцианство как одна из лучших государственных идеологий

Пару дней назад был пост на тему основных религиозных учений в Китае, и первым рассматривался буддизм. Сейчас же на очереди конфуцианство.

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кхонг Цзы (который в русском языке извращается до Кун-фу-цзы, Кунцзы или просто Конфуция).

Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Творчество Конфуция, по его собственному признанию, состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба, которую умели постигать древние мудрецы.

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шанди, которые по факту являл собой само небо (Что интересно, у азиатов вообще был очень развит культ неба, ему молились монголы, китайцы, японцы и многие другие азиатские народы. Сам титул императора в Китае дословно переводится как "сын неба"). В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости древних. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали государство для зашиты интересов каждого индивида. В целом можно назвать учение Конфуция не столько религиозным, сколько этико-философским. Религией в полном смысле оно становится в середине первого тысячелетия нашей эры, когда сам его основоположник был обожествлен.

Одной из важных основ социального порядка было строгое повиновение старшим: отцу, правителю, государю. Конфуций разработал учение о сяо — сыновней почтительности. Сяо — основа гуманности. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям согласно ритуалу, похоронить и приносить им жертвы согласно ритуалу. Нормы сяо способствовали расцвету в Китае культа семьи и родового клана.
В основу иерархии общества Конфуций положил принципы знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное в ритуале, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая всех к добродетели. Обращение к ритуалу помогало обществу выжить в экстремальных условиях, гармонизировать потребности населения, в том числе при ограниченных материальных и природных ресурсах. Идея, выраженная в «Шу цзине», древнем источнике, редактором которого был Конфуций, гласит: "Чтобы достичь равенства, нужно неравенство". Она стала центральной в китайской культуре.

Идеи Конфуция при его жизни не были востребованы. С горечью он называл себя «несъеденной тыквой». Однако время все расставило по местам и спустя много лет после смерти авторитет Конфуция становится непререкаемым.

Отношение к конфуцианству в разное время менялось. Когда требовалось напомнить народу, что императора нужно любить и почитать, о конфуцианстве вспоминали, так как мудрец призывал к повиновению власти. Различные же революционеры наоборот поначалу отвергали его учение, как потворствующее упадочной власти. Что однако не мешало снова доставать Конфуция с полки, когда революционеры сами становились этой властью.

А ещё по сети гуляет неимоверное количество цитат, которые вкладывают в уста древнему китайскому мудрецу, от подростковых проблем до ситуации в Сирии. Иногда это выглядит смешно, иногда грустно, но что поделать.

Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments