Тётя Диана о Китае (tetja_diana) wrote,
Тётя Диана о Китае
tetja_diana

Буддизм в Китае и не только



Продолжая тему религии, хотелось бы рассмотреть три основные, а именно буддизм, конфуцианство и даосизм. Технически это не совсем религии, а больше философские школы с повышенным содержанием мистики, но что есть то есть, и у нас они называются религиями.

Для начала давайте рассмотрим буддизм, как имеющий влияние не только в Китае, но и за рубежом. И начнём мы с легенды, связанной с его появлением. Не факт, что всё из этого правда, но религия вообще не слишком верифицируема .

Начинается буддизм в Индии с рождения очередного царевича, которого обозвали при рождении Сиддхартхой. Народ в то время был крайне суеверен, поэтому был приглашён астролог, который и предрёк, что когда-нибудь этот младенец станет либо великим правителем, либо великим учителем. Такой дуализм не понравился отцу молодого принца. В итоге пророчеству решили помочь: построили огромный дворцовый комплекс, куда и поселили мальчика. Принц рос, не зная страха, печали, болезней и нищеты. Подобному контингенту был заказан вход во дворец. Также немалое внимание уделялось образованию молодого принца, он был очень начитан, хорошо развит физически и вообще готовился стать прекрасным правителем. Одно было плохо: он совсем не знал, что происходит в реальном мире.

И так длилось лет до двадцати пяти. Но в один прекрасный день молодой принц всё же сбежал за стены дворца. И тогда Сиддхартха испытал небывалый шок, он увидел так называемые "четыре зрелища" ─ больного проказой, калеку, похороны и отрёкшегося от мира отшельника. И тогда молодой принц понял, что страдание есть. Причём его МНОГО. Весь мир из него состоит! Молодой принц решил, что так жить нельзя, и надо что-то менять. В тот же день будущий правитель ушёл из дворца, облачился в лохмотья и стал бродячим монахом. Первым делом он изучил известные в то время практики, которые впоследствии стали именоваться йогой. В этом ему помогали два брахмина-отшельника, с которыми он познакомился недалеко от дворца. Научившись спать на гвоздях, свернувшись калачиком, Будда вместе с несколькими своими учениками решили пойти ещё дальше и сели на берегу реки медитировать, что и делали, почти ничего не употребляя в пищу.

Так прошло несколько лет, и наш герой понял, что сидение под баньяном и созерцание пролетающих рядом мух ─ это хорошо, но в борьбе с мировым страданием помогает слабо. Да и ослабленный организм вечно порывается отправиться на небеса, выводя колесо Сансары на очередной круг. В итоге был найден компромисс ─ чрезмерных излишеств себе не позволять, но и самоистязанием не заниматься. "Всё хорошо в меру". И надо стремиться жить так самому и учить других. Сама же новорожденная религия в общих словах выглядела примерно так: весь мир состоит из страданий. И выхода за их пределы нет, они даже со смертью не заканчиваются. Несчастная душа просто отправится коптить грешную землю ещё раз. И в итоге получается этакий бег белки в колесе, выходом из которого и стал буддизм. Совершенствуясь духовно, человек рано или поздно достигает такого уровня просветления, что после смерти не возрождается, а выпадает из реальности, тем самым преодолев все страдания. Стоит сказать, что в идеале человек, этого самого просветления достигший, не покинет сразу матрицу, а будет помогать достичь его другим до тех пор, пока в мире непросветлённых людей не останется. Тогда и только тогда все люди, взявшись за руки, и выйдут за пределы колеса Сансары, проникнув на новый уровень бытия.

Но это всё лирика, а нас интересует, как же до такой жизни докатились китайцы. Дело было в начале нашей эры, когда индийские купцы завезли буддизм в Китай. Поначалу в Китае буддизм не очень любили, так как тогда было популярно конфуцианство, и две философские школы имели несколько явных противоречий. Главное состояло в том, что Конфуций предписывал почитать предков (под которыми помимо собственно родителей, понималась ещё и власть) и заниматься общественно-полезным трудом, тогда как буддисты поощряли мистику и вообще призывали думать своей головой. Однако мало-помалу учение хитрого индуса таки завоевало популярность у масс. И буддизм в стал в один ряд с конфуцианством и даосизмом.

У китайцев была популярна одна из школ, которая называлась Махаяна. Она гласит, что все физические формы лишены индивидуальной автономии. Штука в том, что согласно Махаяне, индивидуальное просветление не представляется возможным. И дело тут не в чувстве сострадания к другим. а в том, что все мы ─ просто разные ипостаси одного существа. И покинуть этот бренный мир сможем только вместе. Как-то так. Можете заглянуть в глаза своей кошке или вечно что-то сверлящим соседям сверху. Если вы не видите в их глазах вселенской благодати, то вперёд ─ наставлять их на путь истинный. Но пожалуйста без фанатизма УК РФ ещё никто не отменял.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments