Тётя Диана о Китае (tetja_diana) wrote,
Тётя Диана о Китае
tetja_diana

Образцовая династия Хань



Династия Цинь загнивает, император постепенно сходит с ума, и ситуация накаляется.

Падение империи Цинь было вызвано рядом крупных мятежей знати бывших царств периода Чжаньго, направленных на восстановление захваченных ранее государств.

Во главе повстанцев встал Лю Бан, которому удалось взять столицу Сяньян и свергнуть династию Цинь. Он основал свою собственную династию. Она вошла в историю под именем Первой, или Западной династии Хань.
В 207 году до н.э. армия под предводительством Лю Бана победила войска династии Цинь в провинции Чжили и в 206 году до н.э., захватив Сяньян, (который был столицей Цинь), положила конец правлению династии.

Однако, Империя Хань возникла не сразу после падения династии Цинь в 207 году до н.э. Китай в продолжении нескольких лет был ареной военных действий и политической борьбы между претендентами на опустевший императорский трон. Возглавлявшие враждующие регионы военачальники в жестоких схватках сводили счеты друг с другом, создавая на завоеванных землях все новые княжества и царства.

Сильнейшими среди них, как упоминалось, оказались вновь созданные политические образования домов Сян и Хань. Борьба между ними завершилась в 202 году до н.э. В течение 4-х лет Лю Бан и Сян Юй продолжали войну, но в итоге, Лю Бан победил своего соперника и фактически овладел властью во всей Поднебесной, основав династию Хань.

В истории Китая, династия Хань разделяется на Западную Хань (206 г. до н.э. — 24 г. н.э.) и Восточную Хань (25 — 220 н.э.).

Хотелось бы отдельно сказать пару слов о личности Лю Бана.



В молодости он считался «бесполезным мальчишкой», потому что он, как казалось, не имел никаких амбиций.
Позже Лю Бан стал свидетелем великолепной перевозки императора Цинь Ши Хуанди, которая восхитила его до глубины души. Он решил, что необходимо быть настоящим мужчиной. чтобы быть достойным подобного шика. Он стал чиновником, и однажды ему пришлось вести на работы по случаю строительства Великой Китайской Стены 900 рабочих, но из-за сильных дождей они опаздывали. По законам того времени — это каралось смертью. И вместо того, чтобы явиться к месту работ и принять казнь, они образовали повстанческий отряд, который вскоре составил 300 000 человек.

В 202 г. до н.э., Лю Бан основал династию Хань со столицей Чанъань (Сиань). Лю Бан провозгласил начало новой династии Хань и принял титул императора Гао-цзу. В историографии воцарение этой династии датируется двояко — в одних случаях 202 годом, когда Лю Бан одержал победу над «ваном Чу», в других — 206 годом, когда он получил титул «вана Хань».

Так или иначе в 202 г. кратковременный период раздробленности страны, последовавший за падением империи Цинь, был завершен. На территории Древнего Китая возникла империя Хань. В книгах по истории, этот период был назван как династия Западная Хань. После того, как он взошел на трон, его первым шагом стала отмена суровых законов династии Цинь и установление новых, которые были поддержаны народом.

Гао Цзу, также, принял ряд мер для улучшения жизни своего народа. Он приказал снизить налоги, взимаемые с крестьян, в этот период земледелие начинает подниматься. Экономика восстанавливается быстро и стабильность. В китайской истории, Лю Бан значится как император, который внес огромный вклад для процветания династии Хань.

Лю Бан давал людям работу смотря на их способности. а не на происхождение и богатство. В круг его правительства вошли многие крепостные и простолюдины. В следствии чего, экономика стала очень быстро восстонавливаться, в правительстве Гао-Цзы было много действительно хороших политиков. Столица была названа Чанъань (ныне Сиань).

Уже в 202 г. до н.э. по случаю инаугурации Лю Бан провозгласил широкую амнистию, призвав всех беглых и изгнанных вернуться домой и получить свои земли и жилища.

Он отменил суровые наказания времен династии Цинь и сделал акцент на нижнем звене администрации, на сельских старейшинах — саньлао, в среде которых бытовали древние традиции. Сохранив легистскую систему административных рангов, низшие, восемь из них он распорядился по-прежнему присваивать простолюдинам.

Следующим интересным правителем можно выделить правнука Лю Бана — У-ди, или Лю Че (140—87 гг. до н.э.). Именно за годы его правления, которое было одним из наиболее долгих и плодотворных в истории Китая, конфуцианство не только окончательно вышло на передний план и стало основой образа жизни китайцев, но и оказалось фундаментом всей зрелой китайской цивилизации.

С этого времени, с царствования ханьского У-ди, почти полуторатысячелетний период древнекитайской истории — истории урбанистических государственных образований и складывания цивилизационных основ — завершает свой путь и передает эстафету истории развитой и сложившейся конфуцианской империи.

Ханьский Китай времен У-ди — это период расцвета еще недавно, чуть более полувека назад воссозданной из руин империи. Земледелие в стране процветало, причем налоги были сравнительно низкими, обычно не более 1/15 части урожая. Правда, они дополнялись подушной податью, а также различного рода отработками и повинностями, но в целом все это было обычно и потому терпимо.

Резко увеличилось население страны, достигшее в I в. до н.э. 60 млн. человек. Освоение новых земель дало толчок развитию агротехники, включая пахоту с применением тяглового скота (впрочем, оставшуюся достоянием лишь немногих), а также грядковую систему обработки земли вручную (именно при этом способе обработки крестьяне в подавляющем своем большинстве получали хорошие урожаи со своих полей).

Тщательно поддерживались старые и по мере необходимости создавались новые ирригационные системы. В порядке были дороги, а вдоль дорог поднимались новые города, число которых с начала имперского периода истории Китая непрерывно увеличивалось.

Третий император У-ди правил дольше всех других представителей династии. Он вошёл в историю как энергичный и доблестный правитель, на время отодвинувший от китайских границ угрозу кочевых набегов. Краеугольными камнями государства были провозглашены конфуцианская учёность и гражданская служба.



За западной Хань следует Синь (9-24 гг. н.э.) — китайская династия, которая состояла только из одного человека — Ван Мана — тестя императора.

Сначала Ван Ман был назначен регентом, а затем принял титул императора Китая. Это произошло в 8 году н. э. Проводимая Ван Маном политика, в частности, повышение налогов для крестьян и ремесленников, вызвала большое количество народных восстаний. В результате одного из этих восстаний — восстание краснобровых, произошедшее в 23 году — император был свергнут.

В результате победы движения «краснобровых» 5 августа 23 года будущему императору Гуан У-ди удалось вернуть власть. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней или Восточной Хань.

Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 году был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. Вместе со столицей ханьские правители оставили в прошлом бесконечные интриги супруг императора и их родственников. Государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии.

Самых процветающим периодом правления династии Восточная Хань — это середина первого века. После царствования императоров Гуану, Мин и Чжан, Хань восстановила свое процветание. В целом, ее экономическое, научное и культурное развитие превзошло Западную Хань

В Китай прибывали посольства из Средиземноморья, а ханьский разведывательный отряд во главе с Гань Ином добрался до Месопотамии. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода.

После этого периода большинство императоров были несовершеннолетними и в реальности императорская власть была у их дальних родственников и евнухов. Это вызвало тьму и коррупцию в более поздний период, когда фермеры по всей стране начали восстания против своих правителей. Период династического упадка принято связывать с правлением Хэ-Ди. С этого момента начинается постепенное угасание эпохи Восточная Хань.

В 184 году в стране вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.

В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна в свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пэй вынудил императора Сянь-Ди отречься от престола, дав ему титул Шаньянского гуна.

Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая.


Династия Хань часто считается эталоном того, как надо управлять государством, и многие последующие династии пытались так или иначе копировать ханьские методы. Тому было несколько причин.

В период правления династии Восточная Хань, искусство стало все более приобретать статус и значение.

Каллиграфия и живопись перестала быть лишь средством передачи информации, стали появляться первые работы мастеров, увидевших все очарование каллиграфических рисунков и живописи.

Развивалось керамическое производство. Изделия из керамики прочно вошли в обиход людей в этот период. Методы изготовления фарфора, разработанные в это время были настолько великолепны, что их можно сравнить только с тем, что производится сегодня. До сих пор археологи находят образцы, которые показывают превосходство данного ремесла в период династии Хань.

Литература процветала с изобретением бумаги, как искусство процветало с изобретением ткацкого станка, и изобретением фарфора.

Великий историк Сыма Цянь внес свой вклад в китайской историографию, написав книгу истории. Это первая летопись китайской истории (период от Хуанди до императора У Ди), которая занимает важное положение в истории и литературе Китая.

информация взята отсюда http://azialand.ru/dinastiya-xan-206-do-n-e-220-gg-n-e/

В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа. Некоторые из достижений эпохи Ханьи поныне оказывают влияние на китайскую жизнь. Правление Хань и ее институты послужили образцом для всех последующих династий. Недаром, основная этническая группа китайцев с тех пор стала называться хань.
Tags: Хань, династии, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments